Несколько историй о том, как США пытались играть на нервах Советского Союза во время Холодной войны и как советские моряки пресекли эти попытки.

Привожу статью «О чём говорить не принято…» из журнал «Оружие» №10 2005г. за авторством старшины 1-й статьи запаса Александра Курбатова:

«Недавно на авиабазе Энгельс в Саратовской области главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов по поручению министра обороны вручил вымпел доблестным авиаторам. «Красная звезда» в своё время рассказывала, как экипажи полка выполняли учебные полёты в Арктику, в район Персидского залива и Индийский океан, решали задачи с оперативных аэродромов Дальнего Востока, совершали перелёт на военный аэродром Мачулищи в Белоруссии.

Интересно было бы, конечно, узнать: за что именно награждались наши лётчики? Но об этом пресса, официальные лица молчат. Однако давно известно, что подтверждают и различные источники, многое я и сам знаю, что за красивые глаза лётчиков не поощряют. Вот что, к примеру, поведал нам один морской офицер с крейсера «Суворов», с которым я потом служил на противолодочных кораблях Тихоокеанского флота.

«Было это давно, но сейчас не многое изменилось. «Горячей войны» нет, «холодной вроде бы тоже. Но служба есть служба. Готовность номер 1 для наших военных – железное правило. И ещё одно, своё оружие они должны уметь использовать не только по прямому назначению, но и в воспитательных, так сказать, целях.

Вспоминаю один случай. Мы проводили учения в Индийском океане. Американцы, наши нынешние «друзья», здорово мешали. Вклинивались в боевой строй российских кораблей своими фрегатами, корветами, крейсерами. Репитовали (повторяли), искажая, естественно, световые и радиокоманды наших командиров. Они вконец обнаглели, когда подошёл их авианосец «Джон Кеннеди». Подняв в воздух самолёты, американцы, по сути дела, нагло стали срывать учения, производя облёты так низко, так вызывающе, что хотелось врезать им не только из ракет, но хотя бы из «Барсов»… Ведь облетали они нас на приличных скоростях, многие моряки с боевых постов верхних палуб глохли, из ушей сочилась кровь. Надо было что-то делать. Но не уходить, поджав хвост, сдавшись на милость развеселившимся «приятелям» по оружию. Контрмеры были придуманы быстро. И успокоили американцев российские лётчики дальней тяжёлой авиации, очень быстро прилетевшие в район Индийского океана из Приморья… Над авианосцем они устроили настоящую плотную карусель. Звуком турбин тоже глушили наших «союзничков», пролетая далеко не на полной скорости почти над мачтами американских кораблей. Вскоре лётчики самолётов с авианосца буквально завопили в эфире: «Уберите свои «Белые сигары», нам надо садиться на палубу авиаматки. Или будем сбивать их!» Тут ощетинился всеми огневыми средствами наш флот, и американцам заявили: «Летите, голуби, летите. А все ваши самолёты, которые будут заходить на наши корабли боевым курсом, сбиваем без предупреждения. Авианосец взят на прицел, а ваш надводный флот давно стал ракетными целями. Ввяжутся – тут же своё получат. И от кораблей, и подводных лодок боевого охранения!»

Ту-95

Горячие события Холодной войны

В небе началась у американцев паника. Один самолёт попытался прорваться сквозь карусель, но промахнулся и сел не на палубу «Джона Кеннеди», а приводнился. Лётчик в последний момент катапультировался. Тогда янки получили ультиматум: убраться из района учений за линию горизонта немедленно! Какое-то время они нас пытались пугать, мол, к нам идёт подкрепление. Наши спокойно отвечают: «Не успеют!». Когда наступила критическая минута массового падения американских самолетов в океан, командование «условного противника» заявило, что наши требования выполняет. Наши бомбардировщики отвалили в сторону и стали облетать боевые корабли американцев, буквально вдавливая их своим рёвом в воду. А самолёты в последние секунды своего полёта буквально плюхались на палубу авианосца с последней каплей горючего. А наши тяжёлые бомбардировщики ещё долго сопровождали ВМС и ВМФ США почти до кромки горизонта, пока не вытесняли всех американцев из района наших учений. И мы провели их на отлично! Потом узнали и удивились: наши тяжеловесы ещё куда-то слетали, и только затем вернулись к себе на базу»

Авианосец «Джон Кеннеди»

А со мной лично был другой случай. Последняя ночь перед учениями на противолодочных кораблях в Японском море. Знаем, что туда накануне прибыла американская подводная лодка и залегла в районе предполагаемых учений на брандвахту. Понятно, захотели узнать американцы, что мы будем здесь делать, какие упражнения и как станем отрабатывать. Рано утром наш МПК поднимают по тревоге, быстро выходим с Русского острова в море и со скоростью в 45 узлов летим в точку, где американскую лодку засекли. Через час мы её обнаружили. Передали по связи: здесь будут проходить учения, покиньте опасный район. Ноль внимания. Фунт презрения в ответ. Уговаривали полчаса. И всё без толку. Тогда по тому же каналу связи командир сообщает: сейчас начинает учебно-тренировочные стрельбы из РБУ (установки реактивных управляемых подводных бомб). Молчат американцы. Тогда наши артиллеристы дают залп по периметру «мешка» с одним отверстием для выхода. Нервы у американцев не дрогнули, хотя всё было рассчитано так, чтобы их взрывной волной слегка тряхнуло. Через полчаса даём второй залп, сузив периметр обстрела. Молчат моряки. Мы их мужеству долг уважения отдали. Но служба есть служба. И этот участок моря мы должны очистить от постороннего присутствия в ближайший час. Третий залп дали совсем близко от лодки. Её тряхнуло так, что на поверхности пробкой вылетел сигнальный буй, какая-то ветошь, банки с краской деревянные чопы… И только после этого американская лодка рванула в сторону мешка и понеслась под водой от нас прочь. А мы за ней. Чуть ли не до беригов Японии сопровождали. Это, оказывается, было особым заданием для нашего корабля по отработке ведения подводной лодки противника, держа её под прицелом. Пару раз американцы всплывали, что-то осматривали, «факали» в нашу сторону, а мы спокойно ложились в дрейф рядом и наблюдали за ними, комментируя их неудачное дежурство на своём народном языке, по-русски.

Вот так мы «дружили» в конце шестидесятых с американцами. Был в тот же период ещё один почти смешной случай. Раз американцы бортами своих боевых кораблей заблокировали выход из одной бухты нашим подводным лодкам. Что делать? Не начинать же войну! Выход нашли такой. В бухте стоял законсервированный дивизион наших очень старых тральщиков. Корабли быстро ввели в строй, лишь бы они двигались. В машинные отделения забрались мотористы-добровольцы, отчаянные лейтенанты встали на мостики и погнали ржавые, нелепые по абрису посудины прямо на торжественный строй американцев. Видели бы вы, как бравые американские военморы «обрубали» якоря и разбегались в разные стороны от летевших на таран ржавых тральщиков. А вторым эшелоном пошли подводные лодки, которых американцы попытались запереть в бухте…

Любопытно, что эту базу подводных лодок вскоре перенесли в другое место, так как, спасибо американцам, все увидели её очевидную уязвимость.»