Художественные изделия в доме.

Художественные изделия из стекла, хрусталаля, фарфора, металла, камня, дерева и из других материалов заводской или кустарной выработки служат для украшения комнаты.

Многие из них не только украшают, но и имеют практическое назначение (сервизы, рюмки, бо­калы, туалетные приборы и др.).

Приобретая художественные изделия для ук­рашения комнаты, нет необходимости стремиться обзавестись дорогими уникальными вещами. Не­дорогая вещь массового производства, если она достаточно красива, может служить прекрасным украшением. В убранстве комнат можно поль­зоваться и гипсовыми слепками — хорошими отливами с высокохудожественных оригиналов, репродукциями.

Художественный уровень различных изделий народных художественных промыслов или выпу­скаемых художественной промышленностью не­одинаков. Наряду с произведениями высокого искусства встречаются вещи и дурного вку­са. Знакомясь в музеях, па выставках, по альбо­мам с лучшими образцами декоративного искус­ства, можно научиться распознавать лучшее и отказываться от худшего.

Не надо стремиться к избытку украшений. В комнате их может быть немного, но каждое из них нужно подобрать так, чтобы оно гармонично сочеталось с обстановкой.

При расстановке художественных изделий их надо подбирать одно к другому, считаясь с разме­рами, формой, цветом, характером и материалом. Маленькая вещь около очень большой проигра­ет в своей выразительности, тёмная по сосед­ству с очень светлой выглядит совсем тёмной, а нежно окрашенная рядом с ярко окрашенной кажется бесцветной.

Не следует ставить в непосредственной бли­зости вещи, различные по характеру и стилю, а также по материалу (например, среди статуэток старого фарфора ставить деревянную богород­скую игрушку, фарфоровые или фаянсовые из­делия—рядом с гипсовыми слепками).

Украшением комнат служат не только статуэт­ки, но и красивая фарфоровая посуда, вазы и пр. Размещая в комнате мелкие фарфоровые из­делия, следует руководствоваться таким соображением: на различных предметах мебели не долж­но быть большого количества статуэток и других украшений (по 1—2 вещи и не на каждом пред­мете); на полке же, в застеклённом шкафу — гор­ке, они могут быть подобраны группами или и ряд.

Любая декоративная вещь должна привлекать к себе внимание с первого же взгляда на неё и не должна проигрывать в своих художественных достоинствах при внимательном рассматривании.

Стекло и хрусталь. К художественному стеклу относятся различные виды столовой посуды, ту­алетные  приборы, пепельницы, вазы, хрустальные люстры, бра (настенные осветительные приборы), скульптуры дутого или литого стекла, а также бисер, из которого создаются разнообразные украшения.

Стекло бывает прозрачным бесцветным и цветным, матовым, молочным (опаловым), непрозрачным цветным и чёрным. Изделия из стекла украшают различными способами: травят и гравируют, получая матовые и штриховые узоры, расписывают специальными красками и эмалями (непрозрачными красками), золотят, гранят. Хрусталем называют высокосортное стекло, обладающее сильным блеском (светопреломлением). В основном это стекло, в состав которого входит свинец. Бывает и бессвинцовый хрусталь.

Стеклоделие возникло в Древнем Египте. Оно было развито в Финикии, античной Греции и Риме, в 15—17 веках достигло высокого художественного совершенства в Венеции (на острове Мурано), где выделывались предметы затейливых форм из дутого стекла с рельефными деталями цветного стекла, с позолотой, росписью эмалями, а также изделия т. н. «филигранной работы», украшенные тонкими спиральными нитями в самой массе стекла. К 17 веку относится подъём художественного стеклоделия в Западной Европе (в Богемии и Силезии—богемский массивный хрусталь, который стал вытеснять на мировом рынке венецианское стекло). Высокими качествами отличался французский и английский хрусталь.

Возникновение русского стеклоделия относится к 10—11 векам. Оно начало сильно развиваться в 17 веке (нарядная столовая стеклянная посуда). В середине 18 ве¬ка М. В. Ломоносов открыл способ изготовления бисера и смальты (стеклянной массы для мозаик). В 18 веке возникают Бахметьевский (около Пензы) и Мальцевский (г. Гусь-Хрустальный Владимирской губ.) заводы, выпускавшие продукцию исключительного качества, а также Императорский стеклянный завод в Петербурге, сыгравший ведущую роль в истории русского художественного стеклоделия.

Старое русское стекло красного и синего цветов отличалось высокими достоинствами. В 18 веке в России создавали непревзойдённые хрустальные люстры, канделябры, шандалы (прекрасная коллекция таких осветительных приборов имеется, например, в Останкинском дворце-музее под Москвой). Тогда же создавались чудесные бисерные вышивки.

В СССР художественное стекло, и хрусталь вырабатываются па ряде заводов, в первую очередь на Ленинградском заводе художественного стекла и сортовой посуды.

Красивое и хорошее стекло вырабатывается в Чехословакии, Польше, ГДР.

Приобретая стекло и хрусталь, необязательно отдавать предпочтение гранёным изделиям; вещи с гладкой поверхностью бесцветного или цветного стекла также бывают очень красивы.
Фарфор и фаянс. Основным исходным сырьём для фарфора и фаянса служит высококачественная белая глина (каолин). Из фарфора и фаянса (по ряду качеств фаянс близок к фарфору) изготавливают разнообразные изделия, в том числе столовую и чайную посуду, декоративные блюда, вазы, скульптуру (в подавляющем большинстве — мелкую).