Хлопчатобумажные ткани — ткани, вырабатываемые из хлопчатобумажной пряжи. Разнообразные хлопчатобумажные ткани нахо­дят широкое применение для пошивки всевозмож­ных видов белья, одежды, для бытовых нужд, а также для технических целей почти во всех от­раслях народного хозяйства.

Для улучшения внешнего вида (придания блес­ка) ткани из гребенной пряжи подвергают особой отделке, т. наз. мерсеризации (см. статью Мерсеризация тканей). Значительно улучшает внешний вид ткани применение кручёной (из двух нитей) пряжи и пряжи фасонной крутки. Основ­ным и наиболее распространённым способом улуч­шения внешнего вида тканей является украшение их с лицевой стороны набивными и многокра­сочными узорами. Повышение теплозащитной способности хлопчатобумажной ткани достигает­ся образованием более или менее густого начё­санного ворса на одной (например, бумазея) или на обеих (например, фланель, байка) сторонах ткани.

Хлопчатобумажные ткани достаточно прочны, но не обладают необходимой упругостью, т.е. они вытягиваются и сильно мнутся, поэтому вещи из них требуют тщательного ухода, например, чтобы платье из ситца имело красивый вид, после стирки его надо обязательно крахма­лить.

Тёмные хлопчатобумажные ткани крахмалят желатиновым раствором, так как при крахмале­нии картофельным крахмалом после глажения на них выступают серые полосы (см. статью Крах­маление белья). В связи с особенностями выработ­ки и отделки хлопчатобумажные ткани при на­мокании дают значительную усадку: лёгкие тка­ни «садятся» меньше, наибольшую усадку дают ткани более тяжёлые — бязь, гринсбон, трико, диагональ и др. Хлопчатобумажные ткани прочного и особо прочного крашения стойки к дей­ствию света и стирке, при пониженной прочно­сти красителя быстро выцветают.

Основным преимуществом хлопчатобумажных тканей, обусловившим их широкое применение по сравнению с текстильными тканями из других видов волокон, является низкая стоимость при наличии достаточной прочности и привлекатель­ный внешний вид.
Об отдельных видах хлопчатобумажных тканей см. статьи по названиям тканей, например Байка.