МЕБЕЛЬ — предметы обстановки жилых помещений. Мебельное производство—отрасль прикладного искусства и художественной промышленности.
Мебель, как и все предметы прикладного искусства, имеет определённый стиль. Стили мебели обычно совпадают по времени со стилями в архитектуре и близки им, но художественным формам и характеру отделки.
И на Западе, и в России наиболее интересен в производстве мебели период 18—19 веков, когда вопросы комфорта и бытовой целесообразности мебели стали почти неотделимыми от её формы. В это время от пышной и сложной по своим формам мебели барокко и рококо (конец 17 и начало 18 веков), красивой и мастерски сделанной, но неудобной и неуютной, стали переходить к простым и лаконичным формам классицизма и т. наз. ампира (конец 18 и начало 19 веков).
В Англии первыми мастерами, начавшими сознательно сочетать простоту форм мебели с её удобством, были Т. Чиппендейль, а затем Адам, Т. Шератон, Дж. Хеплуаптт. Во Франции в это время господствовал стиль Людовика XVI (мастера-мебелыцики Ж. А. Ризенер, Ж. Жакоб и др.). Этот стиль органически вылился в ампир, творцами которого были архитекторы Ш. Персье и Т. Фонтом, и оказал сильное влияние на мебель всех стран этого периода (конец 18 — начало 19 века). В Германии в 18 веке была известна мебель Рентгена.
Художественное качество русской мебели конца 18 века и 1-й половины 19 века было очень высоким. Лучшие образцы удобны в пользовании, просты по форме и в то же время продуманны по пропорциям; они отличались умелым использованием породы, рисунка и других свойств древесины. Значительная часть этой мебели, особенно дворцовой, выполнялась по проектам крупнейших русских зодчих: Дж. Кваренги, К. И. Росси, В. П. Стасова, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева, А. II. Брюллова и др.
Во второй половине 19 века качество западной и русской мебели начинает постепенно снижаться. Производство мебели переходит из рук отдельных мастеров в руки предпринимателей-фабрикантов, интересующихся гл. обр. доходностью своих предприятий, а не качеством выпускаемой продукции. Характерные для этого времени упадок в архитектуре и появление всевозможных подражаний разным стилям неизбежно отражаются на мебели. Это продолжается до начала 20 века, когда появляется новый стиль — т. наз. модерн, который господствовал в России до Великой Октябрьской революции.
В первом десятилетии 20 века мебель изредка снова проектируют крупные мастера архитектуры — академики И. И. Фомин, А. В. Щусев, И. В. Жолтовский и некоторые др. Отдельные образцы возрождают традиции старой мебели. Они предназначались, как правило, для богатых особняков и буржуазных квартир. Мебельные фабрики России, выпуская в небольшом количестве дорогую мебель уникального типа, заполняли рынок более дешёвой, но безвкусной мебелью для широких слоев городского населения. Рабочие квартиры обставлялись самой примитив-поп мебелью.
После Великой Октябрьской революции перед проектировщиками мебели и перед мебельной промышленностью встали новые важные задачи. Резко возросло количество рабочих квартир; постепенно разворачивалось массовое жилищное строительство. Производство мебели увеличилось, но её качество долго еще оставалось низким.
Размах массового жилищного строительства вызвал потребность создания мебели, соответствующей (по своим размерам и конструкции) малометражным квартирам.
Мебель должна соответствовать по размерам помещению, для которого она предназначается, а также вещам, для хранения которых она служит. Излишне высокая и громоздкая мебель, занимающая много места и, кроме того, зрительно снижающая высоту комнат и создающая впечатление тесноты, неприемлема для малометражной квартиры.
В малометражных квартирах обычно бывают 1, 2 или 3 жилые комнаты. В соответствии с назначением каждой комнаты сложились определённые наборы или гарнитуры мебели, которыми обычно обставляют эти комнаты (см. Гарнитур мебельный).
При расстановке необходимо учитывать не только расположение мебели «на полу», но и её размещение по отношению к окнам и дверям, а также и то, как выглядит мебель на фоне стен, правильно ли падает естественный свет (из окон) и искусственное освещение (от ламп) на рабочее место и т. д. (см. Освещение).
Важное значение для удобного и красивого расположения мебели имеет правильный выбор расстояний и проходов между отдельными предметами и группами мебели. Проходы должны обеспечивать свободное движение по комнате, удобное пользование мебелью. Как правило, проходы в общих комнатах квартиры должны быть несколько больше, чем в спальнях, так как общей комнатой пользуется одновременно большее количество людей.
При покупке мебели перед расстановкой её в комнате следует обмерить ширину и длину отдельных предметов и вырезать из картона «Форму» каждого предмета. Затем, начертив на бумаге в том же масштабе, что и мебель, план комнаты со всеми окнами и дверями, выступами и расположить на плане в наиболее удобном варианте вырезанные из картона «формы» мебели. Такой способ предварительного размещения мебели позволяет наиболее удобно расположить мебель в комнате, не повредив при этом ни мебели, ни стен комнаты.
В последние десятилетия наблюдается стремление освободить жилые комнаты от громоздких шкафов или, по крайней мере, максимально снизить их высоту. Например, высокие буфеты заменяются сервантами, большие книжные шкафы — мелкими секционными шкафами, громоздкие платяные шкафы — встроенными стенными шкафами (см. Встроенная мебель).
Мебельная промышленность СССР начинает выпускать малогабаритную мебель. Например, высота шкафов такой мебели не превышает 1 800 мм, высота спинок стульев — 850 мм, спинок кроватей — 700 мм. Рациональны по устройству и удобны для небольших малометражных квартир секционная мебель, комбинированная мебель и трансформирующаяся мебель (см.).
Отделка малометражной квартиры, как правило, скромна, в ней не применяются дорогостоящие материалы. Этим же условиям должна отвечать и меблировка квартиры. Современная мебель должна иметь простые формы.
Основным материалом для изготовления мебели служат древесина разных пород, а также фанера, столярная плита, прессованная плита и т. п. Выпускается также металлическая мебель (см.), однако в быту она имеет пока ограниченное применение. В небольших количествах для производства мебели применяются новые недорогие искусственные материалы (пластмассы, пластики и т. п.), имеющие много ценных для мебели свойств, например водо- и кислотоустойчивость, а также художественные качества, позволяющие во многих случаях заменять фанеру дефицитных пород древесины. Разнообразные породы древесины служат для различных целей, соответственно своим техническим и декоративным свойствам. Например, хвойные породы (сосна, ель, лиственница) применяются, в основном, для изготовления более простой и крупной по формам и деталям, т. наз. белодеревной мебели. Они употребляются для изделий, которые фанеруются ценными породами древесины, а также для заполнения столярных плит. Ценные лиственные породы используются в основном в виде облицовочной фанеры; из них изготовляют и мелкие мебельные детали (части). К этим породам относятся в СССР: дуб, бук, берёза, орех, чинар и некоторые другие. Ценными породами, ввозимыми к нам из других стран и применяемыми для более дорогой мебели, являются красное дерево, палисандр, реже, розовое дерево, амарант и др.
Раньше мебель различных конструкций состояла в основном из рамок и филёнок, сделанных из цельной древесины. Затем филёнку из цельной древесины стали заменять филёнкой из фанеры. Рамочная мебель, из-за наличия уступов трудно поддающаяся чистке и удалению ныли, позднее вытесняется щитовой мебелью. Такая мебель состоит из гладких (столярных) плит различной толщины, она легко собирается и более гигиенична. Столярные плиты делаются из сосновых реек. Рейки оклеиваются с обеих сторон шпоном (тонкой берёзовой фанерой). В последнее время столярные плиты изготовляются из древесных стружек и опилок. Они пропитываются специальным клеем и прессуются. Такие плиты более прочны и потому могут иметь меньшую толщину, чем столярные плиты, кроме того, они меньше коробятся. Как правило, лицевая поверхность более дорогой мебели покрывается тонким слоем фанеры ценных пород древесины или имитацией фанеры этих пород. Верхний, лицевой слой фанеры может иметь свой естественный цвет. Иногда его покрывают более тёмным прозрачным лаком, позволяющим видеть текстуру (рисунок волокон и слоев) древесины.
Гораздо реже у дорогой мебели лицевые поверхности из дорогой древесины остаются нефанерованными.
Лицевая отделка мебели заключается в нанесении на наружную поверхность слоя в виде плёнки. Она защищает мебель от действия света, влаги и неблагоприятной температуры и, кроме того, придаёт мебели красивый вид. Неотделанная поверхность быстро теряет натуральный цвет, становится шероховатой, покрывается мелкими трещинами, коробится и т. д.
Если у мебельной древесины красивые текстура и цвет, то лицевая поверхность её обычно отделывается прозрачными покрытиями. Прозрачная отделка может быть матовой (восковой и мастичной) и глянцевой, лакированной, располированной и полированной. Наименее прочны, но дёшевы восковая и мастичная отделки. Восковую отделку, с последующим закреплением спиртовым лаком, часто применяют для дубовой мебели. Наиболее высококачественной, но и дорогой отделкой (применяемой обычно для мебели высшего класса, фанерованной ценными породами древесины) является полировка. Самая распространённая прозрачная отделка, применяемая для мебели первого класса, это рас-полировка (так называют упрощённый вид полировки).
Если мебель изготовлена из древесины, не обладающей красивой текстурой и цветом, то лицевую поверхность её отделывают непрозрачным или т. наз. укрывистым покрытием: масляной, эмалевой или нитроцеллюлозной краской. Такую мебель легко содержать в чистоте, её можно даже мыть. Непрозрачная отделка может имитировать текстуру ценных пород древесины, что позволяет использовать древесину дешёвых пород. Однако ремонт поверхности такой мебели крайне затруднителен. Кроме того, качество имитации обычно невысокое и зависит от умения мастера, так как выполняется вручную.
Уход за мебелью. Постоянный и правильный уход за мебелью значительно увеличивает срок её службы. Мебель не следует ставить близко к приборам отопления, а также так, чтобы на неё падали прямые солнечные лучи. Под действием солнечных лучей и излишнего тепла мебель рассыхается, коробится, теряет блеск и даже изменяет окраску. Температура в помещении должна быть не ниже 4-10° и не выше +25°, а относительная влажность должна колебаться в пределах от 50% до 60%. Воздух в квартире, особенно в жаркое время года, можно увлажнять (см. Влажность воздуха).
Удалять пыль с лакированной и полированной поверхностей следует сухим и чистым куском фланели, сукна или плюша, с резьбы — мягкой щёткой или пылесосом. Полированную мебель после удаления пыли рекомендуется время от времени освежать полировочной пастой, употребляя пасту очень экономно и хорошо вытирая поверхность мебели.
Пятна с поверхности натуральной и полированной древесины можно удалить при помощи тонко просеянного песка, пемзового порошка или тонкой наждачной бумаги. Жирные пятна можно вывести, положив на них на некоторое время глину, пропитанную уксусом. После удаления пятен и грязи отделка должна быть восстановлена.