Ковры ручного ткачества вырабатываются на примитивных ткацких станках. Ручное ковротка­чество является народным художественным про­мыслом. Каждый народ и каждое поколение ков­ровых мастеров имеют свои характерные рисун­ки, которые с течением времени улучшаются и видоизменяются. Наиболее ценные ручные ковры вырабатываются в СССР, в Иране, Китайской Народной Республике и Народной Республике Болгарии. В СССР лучшие ковры ручного ткаче­ства производятся гл. обр. в Туркменской, Азер­байджанской, Грузинской, Армянской ССР, в РСФСР (Дагестанская АССР). Ковры ткутся по старым образцам народного творчества, а также по рисункам, сделанным художниками.

В каждом районе ковры имеют определённый тра­диционный для данной местности вид и отличаются по способу изготовления, рисунку и расцветке. Ковры обыч­но называются по месту их производства или по преж­ним названиям племён, изготовлявших их. Например, туркменские именуются текин, ахалтекин, пенди, иомуд, бешир и др. Они характеризуются геомет­рическим прямолинейным узором и преобладанием крас­ного цвета. Для кавказских ковров — куба, ширван, хила, казах, Карабах, Дербент, микрах, ахты и др.— характерно сочетание цветовых тонов: красный, си­ний, голубой (различной насыщенности), розовый, зо­лотисто-табачный, кремовый (цвета слоновой кости). На этих коврах обычно изображены цветы, листья, пти­цы, стилизованные животные.

Иранские (персидские) ковры — катан, Тебриз, кирман, исфаган, ардебиль и др.— отличаются пре­обладанием в рисунке цветов и растений с овальными стилизованными формами, животных и птиц, изображе­ний сада.
Для китайских ковров характерно изображение рыб, животных, мифических чудовищ и драконов и дру­гих сюжетных рисунков в различных цветовых тонах. Встречаются также ковры с преобладанием цветочного орнамента — лотоса, пиона и др.  Часто центральное поле китайских ковров имеет свободный, не заполнен­ный орнаментом фон — лимонно-золотистый, насыщен­ный тёмно-синий, розовый и др. Отличительной особен­ностью китайских ковров является своеобразный приём рельефной и косой стрижки на разных уровнях и по кон­туру узора, придающий рельефность отдельным дета­лям и узорам. Впечатление это усиливается более низ­кой стрижкой ворса, образующего фон рисунка.